Методический семинар

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Методический семинар

 

 

 

Развитие творческого мышления учащихся на уроках литературы: создание продукта ассоциативного мышления

 

Не секрет, что нынешняя ситуация, связанная с чтением художественной литературы, оставляет желать лучшего: дети в своем большинстве не любят и не хотят читать, что влечет за собой ряд других проблем: низкая орфографическая и пунктуационная грамотность, бедный словарный запас, неумение понимать содержание и смысл текстов различных стилей и типов, неумение формулировать и доказывать собственное мнение. Поэтому перед учителем стоит важная задача: увлечь ребят своим предметом, научить их пользоваться полученными навыками, сделать так, чтобы ученики по собственной инициативе, а не по принуждению знакомились с новыми произведениями, потому что это не только интересно, но и полезно. Ведь России сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. А миссия учителя-словесника – передавать эстетические, нравственные, философские и социальные ценности. Помочь ребенку чувствовать мир, природу, другого человека, понимать себя - в этом помогает литература. Поэтому уроки литературы должны быть эмоционально окрашенными, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин.

В этой связи передо мной стал вопрос: что надо делать, чтобы развить литературные способности учеников, чтобы сформировать их читательский талант? Создавать продукт ассоциативного мышления. Ассоциация (от латинского – соединение) – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Метод ассоциативного мышления помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Например, на уроке, посвященном роману «Война и мир», на этапе вызова предлагаю учащимся образовать ассоциативные ряды со словом-стимулом «семья». Старшеклассники называют следующее: воспитание, мама, дом, любовь, глава семьи, забота и так далее, то есть они обращаются к своему, пусть небольшому жизненному опыту.

Зачем развивать ассоциативное мышление? Ответ очевиден: вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как вопрос, скажем, проблемного или дифференцированного подхода в обучении. Чем лучше развивается ассоциативное мышление, тем более вдумчивым и чутким становится молодой читатель. Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Способность человека устанавливать ассоциации безгранична. Ассоциативные связи образуются без особого труда, текст с ними воспринимается намного легче.  Они применимы также в тех случаях, когда не удается построить смысловые связи или когда последние требуется «поддержать» ассоциациями. На уроках литературы ассоциативно-образное мышление порождает разносторонние способности, энтузиазм, свободу и раскованность. Уникальность, полезность и нужность такой деятельности еще и в том, что она стимулирует учащихся к учебному процессу. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении. На уроке учащиеся осваивают язык ассоциаций как способность воспринимать образно любое произведение искусства. Разбуженная эмоция рождает состояние готовности к творчеству, к образному мышлению.

Следующий вопрос: как проводить занятия, основанные на методе ассоциативного мышления, и как создавать продукт ассоциативного мышления? Ассоциативный метод применяю, как на стадии вызова, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. На стадии вызова учащиеся предлагают свои первичные ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Взаимосвязи фиксируются на доске или в ученических тетрадях на одной стороне, вторая свободна для последующей работы со словом. Например, при изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» обращаюсь к названию первой главы «Развалины». Какие ассоциации возникают на слово «развалины»? Дома, строения, поселения, замка и т.д. Действительно, прямое значение этого слова – остатки разрушенного строения или поселения, собственно, о развалинах графского замка и идет речь. Конечно, на этом можно и остановиться, но можно и пойти дальше и попробовать вызвать другие ассоциации, ответив на вопрос, какой еще смысл может иметь слово, может быть, обратившись и к тексту самой главы. Таким образом, возникают новые ассоциации, которые записываются на свободной части листа: развалины жизни, развалины семьи, и тогда при чтении повести возникают совсем другие, новые смыслы. Действительно, начинается глава так: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшийся горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Разве это не развалины былого счастья, былой семьи? Сравниваем первые ассоциации с теми, которые возникли в сознании учащихся после работы над метафоричным значением слова, приходя к выводу, что умение читать между строк – процесс трудный, но увлекательный. Рассматривая произведение в дальнейшем под таким углом, даже юный читатель без труда увидит, что в финале семья главного героя совсем другая, несмотря на то, что состав ее не изменился. Ну а дальше, конечно, возникают вопросы: почему? как это произошло? Вот и началось обсуждение…

А итогом такой работы может стать своеобразная интеллект-карта, составленная с помощью ключевых слов, символов, цветовых решений. При анализе образа Наташи Ростовой десятиклассники выделяли основные этапы судьбы героини, основные эпизоды ее жизни. Так, говоря о первом бале Наташи, ученик предложил нарисовать радугу. Почему? Радуга появляется после дождя, а дождь – это символ чистоты природы, отсутствия всякой грязи и пыли. Такая и Наташа: она отличалась от всех своей искренней наивностью и душевной чистотой. Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую  или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает импульс для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. Именно этим можно объяснить выбор учеников, показывающих образ Маргариты, королевы бала Воланда, на черном фоне, ведь, как интерпретировали свой выбор ребята, черный цвет, отрицание света, является символом греха, небытия, всего несуществующего и ассоциируется с ночью, злом, со всем ложным.

Не следует, однако, навязывать ученику свою ассоциацию. Предложить свое видение – да, проследить ход мыслей автора чужой работы – тоже да. Но эти ассоциативные ряды не должны быть единственными. Ведь ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа при определенных требованиях: связь и общая заданная тема. Главное в методе ассоциация - это яркость образа. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними, следовательно, тем больше слов можно запомнить. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.

Обязательное условие использования интеллект-карт – защита (устная или письменная) своих индивидуальных творческих продуктов. Именно в этом процессе учащиеся, опираясь на свое «произведение», глубоко и образно анализируют текст, дают оценку героям, делают глубокие выводы. Развитие ассоциативного мышления учащихся - педагогически мотивированный процесс развития способности языковой личности к продуцированию собственных текстов на ассоциативной основе.

Еще одним интересным открытием для меня стало применение метода ассоциативного рисунка как продукта мышления. Осмысление – это акт не только интеллектуальный, но и творческий. Приём «Собственный ассоциативный рисунок» основывается на таких понятиях как ассоциация и метафора, которые развивают образное мышление. Учащиеся не столько открывают сходство, сколько создают его, сопоставляя, казалось бы, несопоставимые понятия. В результате чего мы наблюдаем различное восприятие художественного произведения. Например, при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», говоря о значении семьи в жизни героев, восьмиклассники создавали свое видение этого понятия-стимула. В одной из работ был нарисован корабль, плывущий по морю, а вдалеке изображен маяк, который освещает путь к берегу, помогает судну не сесть на мель или не натолкнуться на рифы. Так и в жизни человека семья является этим своеобразным маяком, не позволяющим свернуть с дороги добра и чести. В работе с ассоциативным рисунком есть главное условие - составление миниатюры, раскрывающей смысл рисунка, и его презентация. Таким образом, создание собственных ассоциативных рисунков может быть полезно не только для понимания художественного произведения, но и личностного развития учащегося.

Результативной является работа и с диаграммой Венна. Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. Здесь также уместно начинать работу с ассоциативными цепочками, рядами, далее можно добавить символы, оттенить цветом то или иное кольцо. Символика цвета играет большую роль: качества Жилина из рассказа Л.Н. Толстого отображены учеником на красном фоне, так как этот цвет ассоциируется с победой, которую и одержал герой, не покорившись судьбе и татарам. Светло-коричневый цвет сравним с увяданием, разочарованием, меланхолией. Именно в такое состояние впал Костылин, не желая самостоятельно выбираться из плена, а ожидая помощи семьи.

Создание ассоциативной композиции – еще один способ активизации мыслительной деятельности учащихся. Такая композиция - это образ, возникающий в воображении и навеянный каким-нибудь литературным произведением, воплощенный в вещественно-предметный мир, это картина, написанная или составленная из символических элементов по ощущениям или ассоциациям. В ней могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления.

«Маргарита на балу у Воланда» - так назвал свою ассоциативную композицию учащийся 11 класса. Что на ней изображено? Маргарита, кот Бегемот, виселица, камин, развалины Карфагена, луна и в центре композиции – красное полотно-кровь. Именно так воспринимает ученик сцену из романа М. Булгакова, это его личное видение основной идеи главы, его индивидуальная интерпретация.  Это его собственный продукт ассоциативного мышления.

Каковы же результаты такой работы? «Я теперь обязательно полностью прочитаю «Мастера и Маргариту»!» - сказал мне не совсем читающий ученик после урока, проведенного с помощью метода ассоциативного мышления. А ведь это и есть тот желаемый результат, о котором я говорила в начале своего выступления. Я убеждена, что нет бездарных детей. В каждом можно найти творческую личность. Но сказать легко, а сделать трудно. Учитель должен убедить ученика, что он может творить. И для этого необходимо развивать ассоциативное мышление, чтобы ученик смог увидеть прекрасное, научился видеть то, чего раньше не замечал. На мой взгляд, благодаря данному подходу в системе преподавания литературы есть гарантия, что наш выпускник, будучи взрослым человеком, услышит боль в душе другого, сможет проанализировать свои поступки и чувства, его тронет хорошая музыка, он будет развиваться духовно и будет востребован обществом.

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»