Я советую вам, дорогие коллеги...

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Как организовать дисциплину в классе и завоевать авторитет?

 


Воспитывать – значит организовать жизнь. 

В правильной жизни правильно растут дети.

Л.С. Выготский

 


В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку именно к  нему они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями.

Классный  руководитель не одинок в организации воспитательного процесса с детьми, он тесно сотрудничает  с учителями, преподающими в классе. Успех создания благоприятного психологического климата в классе во многом зависит от создания союза единомышленников: учащихся, учителей-предметников и классного руководителя.

 Часто бывает так, что предметник во время урока вызывает в кабинет классного руководителя, дабы «усмирить» своих воспитанников: они не слушают, балуются, дерзят, позволяют себе некорректные выражения. И только имея авторитет у детей, классный руководитель сможет установить контакт между ребятами и учителями-предметниками, помочь обеим сторонам прийти к конструктивному общению.

Я помню свой первый в жизни  урок, проведенный  много лет назад в классе, в котором  была назначена классным руководителем.  Большинство учащихся - мальчики. Их глаза так и горели желанием вывести меня из терпения. Сколько разных приемов они использовали, чтобы я в слезах выбежала из кабинета: и разговаривали во время объяснения материала, и мимикой передразнивали меня, и демонстративно не писали в тетрадях. Признаюсь, у меня было желание вызвать администрацию школы для «усмирения» бунтовщиков. Что меня остановила от такого действия, не могу сейчас с точностью ответить, но что-то мне подсказывало, что таким образом я покажу свою слабость, свою несостоятельность как учитель. Прозвенел долгожданный звонок с урока, ребята с видом победителей стали собираться. Я чувствовала, что мне немедленно надо что-то делать, как-то раз и навсегда установить с ними доверительный контакт. Несколько минут задушевного разговора на перемене, рассказ о моей школьной и студенческой жизни заставили ребят молчаливо меня слушать. После этого посыпались вопросы: где и как я училась, что еще было интересного в моей школьной жизни, каково мое семейное положение. Честно и откровенно я отвечала на их незамысловатые вопросы. К моему удивлению, после уроков они все пришли ко мне и попросили прощение за устроенную «проверку». «Мы хотели испытать вас на прочность», - признались они. В этот день я поняла: чтобы тебя уважали, надо уметь держать себя в руках, не поддаваться импульсивному желанию защитить свой «авторитет» ценой унижения детей, ведь это в итоге не сблизит учителя и ученика, а отдалит их.

Для того чтобы наладить контакт  с учениками, необходимо разобраться с мотивами плохого поведения. А мотивы могут быть разные.

Во-первых, ребенок, нарушая дисциплину, пытается привлечь ваше внимание, которого, может быть, ему так не хватает (дома обстановка недоброжелательная, вы не обращаете на него должного внимания и т.д.). Таким образом он «показывает» себя, заявляет о себе, пусть даже путем плохого поведения. Для него важно быть в центре внимания. Что же делать в такой ситуации? Попробуйте установить зрительный контакт с этим ребенком. Ведь глаза могут сказать больше слов. Встаньте рядом с ним и подержите его за плечо или руку, погладьте его. Поверьте, это срабатывает. Маленький «бунтовщик» обезоружен вашей реакцией.

Во-вторых, есть такие ученики, которые бросают вам вызов, не обращают внимания на замечания. И все это происходит, когда есть свидетели такого поведения: им нужны зрители. Таким образом они утверждают свою власть над классом и над вами. Какой должна быть реакция взрослого человека в подобной ситуации? Избегайте прямой конфронтации, это позволит снизить напряжение. Позвольте таким школьникам проявить свою власть над классом, но только разрешенным вами способом и под вашим контролем, передайте ему часть своей организаторской власти.

В-третьих, дети, часто демонстрируя плохое поведение, недовольство, намеренно нарушая дисциплину, мстят за нанесенные ему обиды. И не обязательно, что вы обидели этого ребенка. Иногда они мстят вам за обиду, нанесенную другими. Это самый сложный случай. Можно посоветовать в этой ситуации несколько способов профилактики мстительного поведения. Постройте отношения с учеником так, чтобы он чувствовал вашу заботу о нем, чтобы был уверен, что у вас он «согреется» душой, что он не безразличен вам. Обучите учеников нормальным, приемлемым способам выражения своей душевной  боли и страдания. Нельзя стесняться слез или откровенных разговоров о причине своей обиды. В сердце не должно быть места для  мести.

Мы разобрались с мотивами плохого поведения, определили пути конструктивных отношений с учеником. Но как же быть, если к вам, к классному руководителю,  приходят предметники с постоянными жалобами на плохое поведение ваших воспитанников?

Первое, что я делаю как классный руководитель, демонстрирую учителю лучшие стороны нарушителя дисциплины (умеет красиво рисовать, результативный спортсмен, занимается вокалом, заботится о своих младших сестрах и т.д.) и прошу предметника как бы невзначай отметить успехи ученика в той или иной форме.

Обязательно разговариваю с учеником, стараюсь показать учителя с интересной стороны. Например, в моей практике был случай, когда мой восьмиклассник Юра и учительница математики (начинающий педагог) «воевали» друг с другом, не могли найти общий язык, что приводило к постоянным конфликтам. Это длилось до выступления нашего класса на конкурсе «Алло, мы ищем таланты». Дело в том, что Юра играет на гитаре и неплохо поет. Я попросила Ольгу Николаевну (учителя математики) выступить вместе с Юрой (она тоже играет на гитаре). Каково же было удивление Юры, когда им, непримиримым «врагам», надо было играть в дуете! После этого мой Юра постоянно пропадал в кабинете математики, ведь теперь у учителя и ученика появилось много общего.

Мои дети не любят, когда их называют по фамилии. Эта официальность настораживает ребят, они «закрываются» от учителя, отдаляются от него. Тяжело работать, когда нет связи между взрослыми и детьми. Поэтому я рассказала учителям-предметникам об этой особенности своего класса. Теперь Лены, Юры, Лизы не пытаются даже придумывать прозвища учителям: уважение за уважение.

Есть дети, которые ведут себя вызывающе на уроках, потому что учитель невзначай когда-то оскорбил ученика, и никакие беседы, разговоры, внушения не имеют результата. В этом случае я обращаюсь к психологу, начинается работа и с учеником, и с учителем.

Нас, классных руководителей, часто называют вторыми мамами. В сущности, это так и есть. Мы всей душой болеем за своих учеников, переживаем их ошибки, как свои, радуемся их удачам и успехам, смеемся и плачем вместе с ними, любим и разочаровываемся тоже вместе. Иначе быть не должно. Дети должны чувствовать нашу заботу о них, нашу любовь к ним. Только тогда они будут нас уважать и прислушиваться к нашим советам. Только тогда мы будем пользоваться у своих детей  авторитетом.

Наше учительское счастье состоит из этих учеников. Мы иногда сердимся на них, упрекаем в бессердечии и эгоизме. Но как приятно через года слышать от этих же учеников слова благодарности, восхищения вами. Значит, не зря прожита жизнь. Значит, есть люди, которым вы были нужны, которые помнят о вас.

Дата последнего обновления страницы 17.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения