Тестовая технология

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Тестовая технология как средство повышения качества знаний

 

Процесс обучения русскому языку определяется целью приобретения учащимися определенного объема знаний, формирования практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения учащимися такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, развития интуиции и воспитания языковой культуры.


         Необходимым элементом учебного процесса наряду с сообщаемой информацией является контроль знаний учащихся.


       Постепенный переход от традиционных форм контроля к оцениванию знаний в виде тестирования отвечает современному времени, общей концепции модернизации российской системы образования. Эффективность такой методики во многом зависит, прежде всего, от специфики самой учебной дисциплины и целей обучения, от качества используемых программных продуктов и уместности их использования для конкретных учебных целей, а также от форм представления учебной информации.


Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестирования является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. Поэтому представляется актуальной практика разработки разнообразных программных средств, для подготовки и организации тестирования с использованием компьютера.


  В связи  с необходимостью готовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, начиная уже с 5 класса, проблема качественной  оценки знаний приобрела особую остроту. Для решения большинства из вышеперечисленных проблем в настоящее время предлагается использовать метод тестирования, который позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий. Информационные возможности открывают неограниченный простор для педагогического творчества преподавателей, позволяя модернизировать старые и внедрять новые технологии и формы обучения.


        Тест – это система заданий специфической формы возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и измерить уровень знаний по определенной учебной дисциплине.  Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надежности и валидности (это критерий степени достоверности измерения). Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех  знаний, умений и навыков, для измерения которых он предназначался составителями. Валидность будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. При таком подходе, тесты являются одной из эффективных форм проверки и самопроверки знаний. Задания такого типа способствуют усвоению новой информации, формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний. Они ориентированы на основной материал по предмету, прежде всего на базовые знания. Любая тестовая методика представляет собой совокупность тестовых заданий, объединенных определенной целью. Учитель сможет на уроках, используя тестовые задания, провести фронтальный опрос учеников, превратив сам процесс в увлекательную и познавательную игру. Тестовые задания, далее (ТЗ), отличаются свойствами технологичности, эффективности, краткости, быстроты ответа, определимости меры трудности, лучшей понимаемости смысла заданий.

          Тестовые задания  могут быть: итоговыми, промежуточными (тематическими), контрольными, обучающими. Итоговые задания предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематические - способствовать улучшению самого учебного процесса. К контрольным относятся те, основной целью которых является установить факт знания/незнания учащимся тем, и, соответственно оценить его. Цель обучающих тестов — обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом, умением, деятельностью, и контроль их выполнения выступает для учителя, как средство управления этим процессом. В учебном процессе ТЗ подбираются чаще по тематическому или иному принципу.

         Тестирование для оценки знаний учащихся необходимо составлять так, чтобы оно соответствовало последовательным уровням усвоения.

          Успех в обучении русскому языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении итоговой аттестации учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания  этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов.    

       Вывод: применение заданий в тестовой форме в сочетании с образовательными технологиями позволит обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения, кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий.

Дата последнего обновления страницы 26.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»