Мастер-класс для учителей района "Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Цель: ознакомление участников с практическими методами внедрения метапредметности, передача педагогического мастерства.
План проведения занятия
1.1 Сущность метапредметности.
1.2 Технологии внедрения метапредметности.
2. Анализ проведенного урока в свете внедрения метапредметности.
3. Рефлексия.
Ход занятия
1. В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых компетенциях, которые мы должны воспитать в учащихся.
· Информационная - готовность работать с информацией;
· Коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
· Кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
· Проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за метапредметностью. Учителя начали разрабатывать и проводить уроки, которые называют метапредметными. Но всегда ли громкое название соответствует сути происходящего в классе? Как реализовать требования ФГОС на своих уроках?
Метапредметный подход в образовании состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «смысл», «ситуация». Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе.
Как строить метапредметное занятие? Структура такого занятия включает следующие компоненты:
1. Личность
2. Целеполагание
3. Содержание учебного материала
4. Форма организации познавательной деятельности
5. Методы обучения
6. Дидактические средства
7. Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)
Структурные элементы урока
· Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
· Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
· Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
· Взаимопроверка и взаимоконтроль.
· Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Урок считается метапредметным, если:
• на уроке присутствует самостоятельная(экспериментальная, поисковая) учебная деятельность учащихся,
• перевод теоретических представлений в плоскость различных рассуждений и выводов,
• способы деятельности на уроке являются универсальными, - целеполагание - обязательный элемент урока, - исследовательская, звристическая, проектная коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации,
• передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями, развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями,
• взаимосвязь и взаимоупотребление теории и практики,
• решение проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления и открытия в процессе познания.
Метапредметные результаты освоения ООП(основные образовательные программы) общего среднего образования должны отражать:
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в системе предметов)
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (А.А.Кузнецов)
1.2. Технологии внедрения метапредметности.
Внедрение метапредметности позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Таким образом, актуализировать для них программный материал.
В метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные:
- жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные (Регулятивный - регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь):
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей, составление плана действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Познавательные:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, знаково-символические моделирование, структурирование знания, рефлексия способов и условий действия, свободная постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
· выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
· подведение под понятия, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
· выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
* формулирование проблемы;
* самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
* сотрудничество;
* разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
* управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
* умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
* владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Всего этого можно добиться, если на своих учебных занятиях пользоваться новыми технологиями, в основе которых лежит деятельность.
- Коллективный диалог.
- Педагогические игры (игровая технология).
- Технология проблемного диалога.
- технология продуктивного чтения.
- Технология уровневой дифференциации.
- ИКТ.
- Технология развития критического мышления.
- Интерактивные технологии.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Кейс-стадии.
Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Любой современный педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.
2. Анализ учебного занятия.
Вопросы:
1. Какие методы и средства использовал учитель?
2. Чем обоснован их выбор?
3. Раскрыта ли метапредметная тема?
3. Рефлексия. Тема для обсуждения:
Внедрение МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ в образовательный процесс: РИСКИ и ЭФФЕКТЫ