Трибуна учителя

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Трибуна учителя

 

Мастер-класс для учителей района "Метапредметный подход в преподавании русского языка"


Цель: ознакомление участников с практическими методами внедрения метапредметности, передача педагогического мастерства.

 План проведения занятия

1.1 Сущность метапредметности. 

1.2 Технологии внедрения метапредметности. 

2. Анализ проведенного урока в свете внедрения метапредметности.

3. Рефлексия.

  Ход занятия

1. В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых  компетенциях, которые мы должны воспитать в учащихся.

·        Информационная - готовность работать с информацией;

·        Коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

·        Кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

·        Проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за метапредметностью. Учителя начали разрабатывать и проводить уроки, которые называют метапредметными. Но всегда ли громкое название соответствует сути происходящего в классе? Как реализовать требования ФГОС на своих уроках?

Метапредметный  подход в образовании состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать  культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «смысл», «ситуация». Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе.

Как строить метапредметное занятие? Структура такого занятия включает следующие компоненты:

1.   Личность

2.   Целеполагание

3.   Содержание учебного материала

4.   Форма организации познавательной деятельности

5.   Методы обучения

6.   Дидактические средства

7.   Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)

Структурные элементы урока

·         Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

·         Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

·         Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

·         Взаимопроверка и взаимоконтроль.

·         Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

 Урок считается метапредметным, если:

         на уроке присутствует самостоятельная(экспериментальная, поисковая) учебная деятельность учащихся,

         перевод теоретических представлений в плоскость различных рассуждений и выводов,

         способы деятельности на уроке являются универсальными, - целеполагание - обязательный элемент урока, - исследовательская, звристическая, проектная коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации,

         передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями, развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями,

         взаимосвязь и взаимоупотребление теории и практики,

         решение проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления и открытия в процессе познания.

Метапредметные результаты освоения ООП(основные образовательные программы) общего среднего образования должны отражать:

·        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в системе предметов)

·        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (А.А.Кузнецов)

1.2. Технологии внедрения метапредметности.
Внедрение метапредметности позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Таким образом, актуализировать для них программный материал.
В метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные:
- жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные (Регулятивный - регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь):
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей, составление плана действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Познавательные:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, знаково-символические моделирование, структурирование знания, рефлексия способов и условий действия, свободная постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

·         анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

·         выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

·         подведение под понятия, выведение следствий;

·         установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

·         выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:
*
формулирование проблемы;
* самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
*
сотрудничество;
* разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
* управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
* умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
* владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Всего этого можно добиться, если на своих учебных занятиях пользоваться новыми технологиями, в основе которых лежит деятельность.


    1. Коллективный диалог.
    2. Педагогические игры (игровая технология).
    3. Технология проблемного диалога.
    4. технология продуктивного чтения.
    5. Технология уровневой дифференциации.
    6. ИКТ.
    7. Технология развития критического мышления.
    8. Интерактивные технологии.
    9. Личностно-ориентированные технологии.
    10. Кейс-стадии.

 Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Любой современный педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.   

2. Анализ учебного занятия.

Вопросы:
1. Какие методы и средства использовал учитель?
2. Чем обоснован их выбор?
3. Раскрыта ли метапредметная тема?
3. Рефлексия.  Тема для обсуждения:
Внедрение МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ в образовательный процесс: РИСКИ и ЭФФЕКТЫ


Дата последнего обновления страницы 26.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»