Школа, где процветает грамотность

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Школа, где процветает грамотность

 

 

Под общей грамотностью обычно понимают то, насколько свободно владеет человек родным языком, способен ли он связывать мысли в логичные фразы, пишет ли он без ошибок с точки зрения орфографии и пунктуации, ставит ли в словах правильные ударения.

На сегодняшний день прослеживается опасная тенденция упрощения русского языка и попирания его грамматических правил. Как часто мы слышим «звОнит», «ихние», «в двух тысяч четырнадцатом году», «ложить», «договорА», «более лучше», «согласно приказа». Нас окружает сплошь безграмотная речь: средства массовой информации, друзья на улице, порой и мы, учителя, неправильно говорим. Согласитесь, что жалюзИ непривычно, все же говорят жАлюзи, попросить в столовой грушОвый компот и  свеклУ проще, чем грУшевый и  свЁклу. Но удивленное возражение «Так никто не говорит!» не аргумент. В чем причина такой ситуации с общей грамотностью?  Большинство людей сегодня вообще не читает книги. Письма друг другу люди составляют в электронном виде, короткие послания формулируют и отправляют с мобильных телефонов.

Тем не менее, грамотность по-прежнему является частью культуры. На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности закладывается гармоничная, образованная, развивающаяся личность.

Почерпнуть грамотность можно не только из учебников. Ею наполнены многие книги, несущие в себе все знания и весь опыт, накопленный человечеством за свою многовековую историю.

К сожалению,  сегодня отмечается негативный процесс упрощения русского языка. Сегодня этому способствует развитие современных средств связи и почти полное предание забвению привычных способов письменной коммуникации. Всё это не так уж безобидно. Поскольку, чем более упрощается язык народа, тем примитивнее становится его мышление.

Личную культуру за деньги не купишь. Высокий властный пост её тоже не прибавляет. Основным критерием культурности и образованности человека остается старая добрая грамотность. Перед россиянами, считающими себя таковыми, перед учителями стоит сегодня задача «сбережения» русского языка. Людям, обладающим грамотным письмом и речью, всегда проще понять друг друга. И есть за что друг друга уважать!

«Не будем объявлять войну безграмотности, не будем звать в поход за грамотность – давайте все вместе учить детей писать и говорить без ошибок. Грамотность должна стать одним из приоритетов школы», - писал  Симон Львович Соловейчик. Причем не только учителей русского языка, но и всего педагогического состава. Таким образом, нам всем необходимо создать для учащихся социокультурную среду в образовательном учреждении.

Низкий уровень культуры устной и письменной речи учащихся стал волновать еще и потому, что выполнение заданий ГИА по русскому языку требует от учащихся умения определять орфоэпические, грамматические и синтаксические отклонения от нормы, правильно писать слова и расставлять знаки препинания,   создавать  собственные тексты по широкому кругу проблем, излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, нормы литературной речи. Проблема повышения уровня практической грамотности на современном этапе не может быть решена без формирования понимания школьниками мотивированности правописных умений морфемикой, словообразованием, лексикой и этимологией. Проводя комплексную работу в этом направлении, нам, учителям русского языка, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практически-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным. На уроках русского языка необходимо регулярно проводить языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложения, использовать работу по редактированию текста, содержащего недочеты. Особое внимание необходимо уделять и работе со словарями, так как придание норме законодательной силы – дело лингвистов-специалистов. А задача носителей – чаще заглядывать в нормативный словарь.

И ни в коем случае нельзя забывать о комплексном анализе текста, что дает возможность решать не только задачи развивающего и воспитательного характера, но и возможность углубить знания по всем разделам русского языка.

Особое внимание следует уделять на уроке таким способам деятельности, как сравнение, сопоставление, нахождение частного в общем, так как тесты строятся именно на такой основе.

Для решения обозначенной проблемы недостаточно традиционных уроков русского языка, потому как мало обучить детей правилам орфоэпии, орфографии и пунктуации, важно научить детей пользоваться этими правилами не задумываясь, автоматически, а для этого,  как уже было сказано выше, в школе необходимо создать благоприятные условия для общего развития учащихся.

Научить школьников применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя-словесника. И, я надеюсь, тогда у нас в магазинах не будут пестреть рекламы о копченой колбасе с двумя Н, с экранов телевизоров мы не услышим о кровотОчащих дёснах вместо кровоточАщих, с высоких  трибун чиновники не будут говорить об обеспечЕнии вместо обеспЕчения и в письменной просьбе слово «пожалуйста» будет выделено запятыми. Это и есть результат работы школы, где процветает грамотность.

Дата последнего обновления страницы 17.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения