Программа воспитания "Берег"

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Концепция воспитательной работы по программе «Берег» классного руководителя МОУ «СОШ № 12 г.  Зеленокумска» Кукоба Светланы Николаевны

 

Л.Н.Толстой отмечал, что «...личность каждого ребенка глубоко индивидуальна и неповторима, имеет сугубо личностные качества, развитие и совершенствование которых требует и глубокого индивидуального подхода».

В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает значительные изменения. В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» отмечается важность усиления воспитательного потенциала школы, обеспечения индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. В связи с этим педагогами предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в систему.

Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель, оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с детьми, как сложатся с ними отношения. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Годы моего общения с детьми, наблюдения за ними натолкнули меня на мысль, что отдельными классными часами нельзя добиться воспитания личности. Нужна воспитательная система, имеющая конкретную цель, приводящую к позитивному результату. Позже  все мои идеи были объединены в единую программу, воспитывающую культуру здоровья. Воспитательная программа названа «Берег», потому что жизнь мне представляется рекой, у которой два берега: один светлый, радостный, чистый; другой – темный, олицетворяющий зло и ненависть. И мне, как классному руководителю, важно, к какому берегу жизни причалят мои воспитанники, кем они станут в будущем, что выберут для себя, наполнится ли их душа корыстью и завистью, или красота будет маяком в их жизни. «Красота спасет мир», - говорил классик, а здоровье, в широком смысле этого слова, и есть красота.

 Понятие «человек», «жизнь», «здоровье» взаимосвязаны и взаимозависимы. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы он научился любви к себе, к людям, к жизни. Здоровый человек – это состояние полного душевного и социального благополучия.

 Целью моей работы является формирование у учащихся культуры здоровья. Программа включает в себя 4 направления: здоровье физическое (В здоровом теле здоровый дух), психологическое (Сотвори себя сам), социальное (Я и другие) и духовное (Здравствуй, Человек!). Для успешной реализации программы, конечно, усилий одного классного руководителя недостаточно. Поэтому формы работы предполагают связь  с  воспитательной системой школы,  со всеми ее структурами и социумом,  взаимодействие с педагогами школы. Формы индивидуальной и групповой работы с учащимися и их родителями исходят из результатов предварительно проведенной диагностики. Но основа всех основ – это мои  часы общения с ребятами, где появляется возможность увидеть, услышать и понять проблемы каждого ребенка. Я склоняюсь к термину «часы общения», а не «классные часы», потому что только в результате живого общения можно научить ребят счастливому плаванию по реке жизни.

Без использования современных технологий воспитания невозможно реализовать все то, что я задумала. Только воспитание, ориентированное на каждую личность, с использованием ИКТ, с созданием условий  для оценки собственного поведения, условий для самореализации в творчестве, развития коммуникативных умений, приведет к формированию всесторонне развитой, гуманной личности.

 Программа рассчитана на три возрастные группы, названия которых соответствуют диагностике Анатолия Николаевича Лутошкина. В соответствии с возрастными особенностями в каждой группе свои цели, задачи и конечный результат.

Первая возрастная группа «Мягкая глина». Основная цель работы в 5-6 классах – формирование начальных представлений о культуре здоровья. Исходя из возрастных особенностей детей, анализируя результаты диагностики, которую провела в самом начале нашего сотрудничества,  пришла к выводу, что мне необходимо обеспечить детей достоверной информацией о сохранении и укреплении здоровья в многоаспектном смысле этого слова. В результате совместной деятельности ребята осознали, что здоровье – важнейшая социальная ценность. В форме игр, конкурсов, соревнований, устных журналов они познавали себя, учились преодолевать страх перед жизнью, говорили о правильном питании, спорили, путешествовали в страну Здоровья, составляли режим труда и отдыха. Ребята измеряли себя добротой, принимая участие в акциях милосердия, помогая друг другу, просто говоря добрые слова. Они стремились быть бескомпромиссными, честными. Вместе мы прокладывали дорогу к доброму здоровью.

В результате деятельности мои воспитанники в этот период работы открыли в себе новые понимания проблемы культуры здоровья, определили горизонты того берега, к которому плывет наша лодка под названием «Человек».

Второй этап – «Алый парус» (7-8 классы). Данная возрастная группа отличается психологическим и физиологическим «взрывом». Поэтому я проводила работу с ребятами по формированию устойчивого поведения, они учились контролировать себя, свое эмоциональное состояние, погружались в тайны темперамента, отрабатывали навыки по урегулированию межличностных конфликтов, учились законам общения, на основе жизненных ситуаций говорили «Нет!» опасной компании, воспитывали в себе терпимость по отношению к окружающим. Основные формы, используемые в работе с детьми второй возрастной группы, носили дискуссионный характер, потому что появляется возможность выразить свою точку зрения, попытаться ее доказать или принять другое видение конкретной ситуации. Дети открываются, спорят, а в споре, как известно, рождается истина.

 В это время моя работа носила практическую направленность на формирование устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни. Полученные ранее знания о культуре здоровья были использованы на практике: мои дети свободны в общении, раскрепощены, не боятся высказывать свою точку зрения, умеют аргументированно отстаивать свою позицию, имеют такой набор личностных качеств, которые я хотела  сформировать у них, ставя перед собой воспитательные цели.

Третья возрастная группа «Горящий факел» (9-11 классы). На этом этапе я усложняю и развиваю работу по формированию целостного понимания культуры здоровья, ведь я имею дело с подростками, которые стараются  заявить себя как личности, которые уже имеют определенное мировоззрение, отношение к жизни, к ее проблемам. Передо мной стоит задача развивать у ребят ответственность за качество собственной жизни и отношений с миром, воспитывать позитивное отношение к себе и другим, учить любить мир и человека в нем. На данном этапе считаю необходимым использование дискуссий, откровенных разговоров, диспутов, потому что эти формы работы формируют четкую позицию человека, готовящего себя к взрослой жизни.

Одной из важных проблем современности является институт семьи. Сегодняшнее видение этой проблемы вызывает живой интерес у подростков, и я в результате нашего общения в старших классах стремилась  воспитать у них  ответственность перед родителями, ответственность за создание своей будущей семьи. Учить тому, что любить трудно, что любить – значит понимать и принимать.

Как я уже сказала, моя программа состоит из 4 направлений: физическое здоровье, психологическое, социальное и нравственное. Сейчас я покажу в системе, как от одной возрастной группы к другой меняется и углубляется содержание работы. Например, физическое здоровье, 5-6 класс:  «Я выбираю здоровье» (с этой возрастной группой целесообразно проводить беседу с элементами ролевой игры; проигрывание ситуаций о негативном влиянии курения на здоровье пятиклассника). 7-8 класс:  игра «Нет, уважаемый сударь!» (отработка навыков отказа, умей сказать «нет», чтобы не обидеть). 9-11 класс: «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» (встреча с работниками правоохранительных органов; в чем опасность ПАВ для общества, мера ответственности за употребление ПАВ). Таким образом, от простой игры до диспута мы проходим по одному из направлений нашей жизни. В  итоге нашей работы мы должны прийти к такому результату.

            Год назад я выпустила 11 класс. С этими детьми по данной программе  я работала 7 лет. Результаты воодушевляют: в моем классе не было ни одного курящего, много ребят, до сих пор занимающихся спортом, некоторые из них имели  призовые места краевого и Российского уровня. В течение 4 лет мы удерживали звания «Лучший класс года», «Самый спортивный класс».  Мы являлись  победителями  в школьных номинациях: «Чистота и порядок», «Досуг», «Учеба». В классе была 100 процентная занятость в системе дополнительного образования. Все они сейчас студенты высших учебных заведений, при встречах с ними я понимаю, что у них сформировался крепкий жизненный стержень, что они серьезно относятся к своей судьбе и планам на будущее.

Я буду счастлива, если мои дети все-таки скажут:

По моей и божественной воле

Вот несут золотую мечту

Мои птицы с небесного поля -

Я на светлом стою берегу.

Дата последнего обновления страницы 17.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения