Эссе

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Эссе

 

 

Я – учитель!

Водоворот мыслей, воспоминаний, вопросов, которые задаю самой себе…  С чего начать? Может, с детства, когда я впервые произнесла судьбоносную фразу: «Я буду учителем!», а мама только озабоченно улыбнулась, не думая меня переубеждать (хотя она хотела, чтобы я стала врачом)? Может, с того момента, когда я, будущая выпускница школы, поступила в педкласс и взяла шефство над учениками 6 класса, попробовав себя в роли классного руководителя (кстати, у меня тогда это неплохо получалось)? Может, с уроков русского языка, когда моя учительница уступала свое место и доверяла мне вести занятие (помню, какой важной и требовательной я себе тогда казалась)? А может, с первой педагогической практики, когда я в слезах выбежала из кабинета, потому что дети вели себя не так, как мне хотелось, и отвечали не то, что было записано в моем конспекте? Может, с моего первого урока литературы в 11 классе, когда я, еще молодой специалист, тряслась от страха, что не смогу ответить на вопросы уже взрослых и, как мне тогда казалось, очень умных учеников, а после занятия с облегчением выдохнула: «Слава богу, пронесло…»?

Да, все это было в моей жизни. Но был ли тот единственный миг, когда я поняла, что я – учитель? Думаю, этот миг – вся моя жизнь, прошлая, настоящая и, уверена, будущая. В этой фразе – я вся! «Слишком самонадеянно», - скажите вы. Может быть. Но только без школы, без детей, без их пытливых глаз, неожиданных вопросов я себя уже не представляю. Все это – значительная часть моей жизни.

Предвижу ваше замечание: слишком углубилась в лирику! Все дело в том, что, по моему мнению, учитель – это не работа, не способ разбогатеть или обрести славу. Это труд, очень тяжелый и изнашивающий душу, каждодневный и ежечасный. Это правда нашей профессии. Почему-то вспоминаются слова Н. Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!» Действительно, душа учителя – это своеобразный неугасающий маяк, освещающий жизненные ориентиры наших учеников. И от того, как ярко будет гореть этот светоч, зависит судьба тех, кто сидит перед нами в классе и ждет новых открытий. Этот свет, как бы проникая в самое сердце ребят, бумерангом возвращается назад и одаривает нашу душу новыми силами. В этом, я думаю, наш секрет «нестарения»: мы «питаемся» у своих учеников стремлением идти в ногу со временем, никогда не сдаваться, искать ответы на вечные вопросы, постигать новое. Мне уже далеко не 20, но в душе – 19, потому что я – учитель!

Опять слышу ваше замечание: ближе к теме! Но как уместить все свои мысли на ограниченном числе страниц, как в этом небольшом объеме показать необъятное, даже в некоторых случаях неуловимое? Учи-тель!

Хорошо, попробую составить картину, собранную из огромного количества пазлов, каждый из которых – это часть внутренней сущности того, кого можно назвать учителем.

Первый пазл – профессионализм. Постоянный поиск, умение признавать свои ошибки, стремление к совершенству, новаторству. И все это без права на отпуск и выходные.

Далее – любовь! Любовь к детям, к своему делу. Страшно становится за тех учителей, которые идут в школу, как на каторгу, а детей воспринимают в качестве тиранов, мешающих жить спокойно. Как-то сами собой приходят на ум строки Р.Рождественского: «Все начинается с любви!..» А ведь и правда, любовь – это один из трех китов, на которых стоит учитель. Влюбить детей в себя – значит влюбить их в свой предмет. Нет, этот пазл в моей картине будет стоять первым!

Так, вот интересное изображение – творчество. Добавлю и его! Ведь каждый новый урок должен стать новым произведением, новым витком в искусстве образования, новой запоминающейся ролью, которую исполняют не только учитель, но и дети. А то, что проникло внутрь души, уже не забудется никогда.

Вспоминаю 25 мая 2002 года. Праздник Последнего звонка моего первого выпускного класса. Мне предоставляют слово. Не зная, что сказать, как выразить свои чувства, начинаю: «А помните «Гранатовый браслет»?» У моих мальчишек улыбка на лице, а девчонки все как одна зарыдали. Что это? Нервы? Истерика? Нет, это воспоминания о том далеком разговоре по душам, о том далеком жизненном уроке, который мы прочувствовали вместе, не кривя душой друг перед другом. Значит, зацепило. Значит, волнует и дергает за струны души до сих пор. Не это ли наше учительское счастье?

Что же еще? Ах, да! Искренность и правда в отношениях с детьми. Эти торопыги и сорванцы никогда не прощают лжи, чувствуют ее всем своим  нутром. И как только уловят хотя бы малейшее ее проявление, все – пропасть, которую уже нельзя преодолеть. Нельзя, не полюбив самой Наташу Ростову или Соню Мармеладову, требовать от детей восторженности от поступков этих героев. Не испытывая искренней любви к родному языку, не получится привить им гордости за наш «великий и могучий». Не следуя в своей собственной жизни нравственным законам, учитель не сможет воспитать в учениках лучшие человеческие качества.

Естественно, мы, ежедневно соприкасаясь с душами детей, вникая в их проблемы, сочувствуя тем, чье сердце наполнено печалью или страданием, принимаем на себя часть их проблем, стараемся помочь в трудной жизненной ситуации. «У меня мама уехала в командировку, а мне страшно оставаться одной дома, особенно ночью», - в порыве откровенности сказала мне однажды моя девятиклассница. Разве можно было остаться равнодушной к этому крику о помощи? Имела ли я право приглушить голос совести и пройти мимо этой проблемы? «Собирайся, поживешь у меня!» Я до сих пор помню запах котлет, которые мы с ней приготовили на ужин. И подобных ситуаций, я думаю, в жизни каждого учителя было немало. Стремление к бескорыстной заботе и благополучию тех, кто доверяет нам свои сердечные тайны, - отличительная черта настоящего учителя. Альтруизм. Так я назову свой следующий пазл.

Чего-то недостает в общей картине современного учителя... Конечно же, самообладания. Ведь не секрет, что мы часто оказываемся в ситуации, когда не хватает терпения, хочется бросить все и сбежать. В лес, в горы, на необитаемый остров! Лишь бы подальше от этих хулиганов и забияк, постоянно проверяющих тебя на прочность! Однако умение управлять своим внутренним миром так, чтобы гасить в себе негативные эмоции, - значит быть на высоте, значит обладать выдержкой и самоконтролем. И поверьте, это лучший способ «утихомирить» «источник раздражения» (это я так назвала горе-учеников).

Помню свой первый в жизни  урок, проведенный  много лет назад. Большинство учащихся - мальчики. Их глаза так и горели желанием вывести меня из терпения. Сколько разных приемов они использовали, чтобы я в слезах выбежала из кабинета: и разговаривали во время объяснения материала, и мимикой передразнивали меня, и демонстративно не писали в тетрадях. Признаюсь, у меня было желание вызвать администрацию школы для «усмирения» бунтовщиков. Что меня остановило от такого действия, не могу сейчас с точностью ответить, но что-то мне подсказывало, что таким образом я покажу свою слабость, свою несостоятельность как учитель. Прозвенел долгожданный звонок с урока, ребята с видом победителей стали собираться. Я чувствовала, что мне немедленно надо что-то делать, как-то раз и навсегда установить с ними доверительный контакт. Несколько минут задушевного разговора на перемене, рассказ о моей школьной и студенческой жизни заставили ребят молчаливо меня слушать. После этого посыпались вопросы: где и как я училась, что еще было интересного в моей школьной жизни, каково мое семейное положение. Честно и откровенно я отвечала на их незамысловатые вопросы. К моему удивлению, после уроков они все пришли ко мне и попросили прощение за устроенную «проверку». «Мы хотели испытать вас на прочность», - признались они. В этот день я поняла: чтобы тебя уважали, надо уметь держать себя в руках, не поддаваться импульсивному желанию защитить свой «авторитет» ценой унижения детей, ведь это в итоге не сблизит учителя и ученика, а отдалит их.

И последний штрих – чувство юмора. Без него никуда! Согласитесь, если учитель умеет и любит улыбаться, способен смеяться даже над собой, оказавшись в комичной ситуации, это притягивает, сокращает возрастной разрыв между взрослым и ребенком. «У вас вся спина сзади», - слышу голос своего ученика, любящего над всем и вся подшучивать. «А у тебя все ноги снизу», - почти мгновенно отвечаю я. «Где?» - и начинает осматривать себя, потом понимает, что это была ответная шутка. Смех от души, почти до слез! Человек, который заряжает всех окружающих радостным настроением, человек с добрым, весёлым нравом всегда привлекает внимание и притягивает к себе людей. Каждый учитель должен к этому стремиться, а чувство юмора – верный тому помощник.

Кажется,  все. Последний пазл вставлен. Получилась законченная картина. Вижу два четких силуэта. Кто это? Да это же мои учителя-кумиры! Первая учила меня математике, именно ей я подсознательно подражаю на своих уроках. Как она умела заинтересовать, как объясняла, как шутила на занятиях! И в то же время строгость и дисциплина! Вторая раскрыла мне тайны педагогического мастерства, поведала о том ценном, что делает учителя Учителем. До сих пор помню ее слова: «Быть рядом и немного впереди - вот секрет истинного педагога. Ничего не бойся и стремись к совершенству!»

Постойте, а кто еще изображен на моей картине? Кто-то очень знакомый. Это же я! Но почему линии размыты, почему неясное изображение? Значит, мне есть куда еще расти, есть еще та непокоренная вершина, к которой надо стремиться! Все самое интересное впереди! Счастливого пути, Светлана Николаевна, по дороге под названием УЧИТЕЛЬ!

Дата последнего обновления страницы 26.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»