Классные воспитательные системы

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Классные воспитательные системы – важное условие повышения эффективности воспитательной деятельности школы

 

 

Кукоба Светлана Николаевна, классный  руководитель МОУ «СОШ №  12 г. Зеленокумска», выступление на районной августовской конференции работников образования

 

Л.Н.Толстой отмечал, что «...личность каждого ребенка глубоко индивидуальна и неповторима, имеет сугубо личностные качества, развитие и совершенствование которых требует и глубокого индивидуального подхода».  В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает значительные изменения. В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» отмечается важность усиления воспитательного потенциала школы, обеспЕчения индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. В связи с этим педагогами предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствии с существующими реалиями и перспективами развития российского государства и общества. Основным условием развития школы является сочетание высокого профессионализма педагогов и внутренней образовательной мотивации учащихся. Поэтому миссией образовательного учреждения является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Исходя из этого, педагоги стремятся к повышению статуса воспитания, это возможно лишь через обновление содержания и структуры воспитания, которое обеспечит многомерность и интегрированность воспитательных процессов. Одной из составляющих успешного функционирования  и эффективности воспитательной деятельности является создание воспитательных систем классов.

Организация жизни классного коллектива в воспитательном комплексе – деятельность довольно сложная, а реализация основных направлений программы воспитательной системы класса классным руководителем – особое искусство. В связи с этим важное место в модернизации воспитательной практики отводится обновлению деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится он сам и система его работы, во многом зависит успешность всех вводимых новшеств.

Трудности, возникающие в этой деятельности, могут быть связаны с современной ситуацией, сложившейся в области российского воспитания. Возможно, такая ситуация отражает скрытое противоречие между устаревшими стереотипами, проявляющимися в формах и технологиях учебно-воспитательного процесса, и потребностями детей в совершенно ином стиле взаимодействия, в изменении содержания и способов работы с ними.

Педагоги школ, понимая, что изменение практики воспитания учащихся возможно лишь при системной организации мышления и действий участников воспитательного процесса, начинают использовать в управлении им системный подход. Это привело  к осознанию необходимости не только создания воспитательных систем школ, но и разработки программ воспитательных систем классов. Положительный опыт в этой деятельности  имеется во многих образовательных учреждениях нашего района. Не является исключением и наша школа. Классные руководители активно работают над проектированием и созданием своих программ воспитания. К  каким же выводам мы пришли, работая в данном направлении?

Главной особенностью моделирования классных воспитательных систем является то, что программы должны охватывать определенные направления деятельности с выделением системно-образующего вида деятельности, который выбирается коллективом родителей, учащихся, педагогов. Воспитательные системы классов должны формироваться таким образом, чтобы инициатива шла не от учителя, а от учащегося (родителя), т.е. в каждой программе должна быть принята технология кооперативной деятельности. Воспитательные системы классов должны включать инновации в разных долях, стабильно функционировать, формировать «воспитательное поле» и создавать условия для подготовки конкурентоспособного выпускника (на разных ступенях).

Все это будет возможным благодаря педагогам, проявлявшим активность и творческий подход в совместном поиске путей, условий, форм и способов моделирования построения воспитательных систем классов.

Любой эксперимент затрагивает всех его участников: классные коллективы, педагогов, родителей, социальных партнеров – и заключает в себе некий риск. И задача педагога – свести этот риск к минимуму. Именно от педагога зависит, каким будет конечный результат. Соответственно, особое внимание в процессе проектирования необходимо уделить обучению классных руководителей технологиям моделирования и построения воспитательных систем классов. Для создания гуманистической, целостной и эффективной воспитательной системы учителям необходимы знания инновационных подходов к воспитанию и умения применять воспитательные технологии.

Анализируя свой личный опыт и опыт работы учителей, я убедилась в целесообразности  использования системного и вариативного подходов в формировании воспитательного пространства класса, школы. Потому что при этом преследуется главная цель – повышение эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Но как всякое начинание, эта работа сопряжена с некоторыми трудностями, о которых я говорила выше. Поэтому для оптимального функционирования данного вида деятельности классных руководителей предлагаю информационно-методическому центру:

1.                        Организовать  обобщение и распространение опыта работы классных руководителей по реализации программ, который включал бы в себя создание и публикации программ воспитательных систем классов, подбор методик диагностик и мониторинга, разработку авторских анкет, мультимедийную презентацию воспитательной системы, разработки и сценарии мероприятий.

2.                        На районном уровне создать постоянно действующий семинар, на котором педагоги могли бы получить необходимую информацию по данной проблеме.

3.                        Организовать творческую лабораторию, целью работы которой было бы создание методических рекомендаций по организации работы над моделированием воспитательных систем классов и разработкой программ воспитания.

И закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «Никакое средство (воспитания) нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы вы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний».

Дата последнего обновления страницы 17.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения