Основные задачи воспитательной работы в классе:
- Создавать в классе ситуацию успеха.
- Способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками.
- Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья.
- Развивать классное самоуправлении.
- Стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
Я остановлюсь на вопросе организации самоуправления в 8 а классе. Самоуправление – одна из форм управления коллективом, когда предпочтение отдается демократическому, стимулирующему типу взаимоотношений. Самоуправление – право на внутреннее управление своими силами, право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом:
- В учебной работе: организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.
- В воспитательной работе: развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.
- В трудовой деятельности - самообслуживание.
4. В досуговой деятельности: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.
Структура органов самоуправления
1. Основная единица нашего классного самоуправление - дежурная бригада. Весь класс делится на 3 группы по 8-9 человек. В каждой группе есть руководитель, которого выбирает вся бригада. Остальные участники группы выбираются, учитывая пожелания учащихся. Члены бригады участвуют в планировании мероприятий, разрабатывают и проводят их. Бригада дежурит 3 раза в год по 1 месяцу, в течение которого отвечают за всю деятельность в классе. В конце года определяется лучшая бригада.
2. Временные творческие группы организуются с целью проведения единичного творческого мероприятия, по прошествии которого группа распускается. Участвуют в таких группах учащиеся по желанию, т.е. добровольно.
3. Постоянные «заместители»: учащиеся, которые помогают мне организовать питание в классе, дежурство по школе.
Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на Коллективном планировании.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация учеников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и жизнь страны.