Знай и люби русский язык

Кукоба Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Знай и люби русский язык

 

 

Пояснительная записка к сценарию интеллектуальной игры «Знай и люби русский язык»

        Во время проведения методической недели русского языка и литературы в нашей школе состоялась интеллектуальная игра среди старшеклассников, позволяющая выявить знания учащихся в области русского языка. Задания игры касаются практически всех разделов языкознания: фонетики, лексикологии и фразеологии, словообразования и морфемики, синтаксиса и пунктуации, морфологии и орфографии. Надо отметить, что некоторые вопросы заранее были розданы ребятам для самостоятельного поиска ответа на них, так как требуют работы с лингвистическими словарями (орфоэпическим, фразеологическим, словообразовательным, словарем паронимов, синонимов, антонимов и т.д.). Данная игра прививает интерес к языку, мобилизирует ребят на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, развивает дух соперничества и коллективизма, подготавливает ребят к участию в олимпиаде по русскому языку, так как вопросы имеют повышенный уровень сложности и часто встречаются в олимпиадных заданиях. Этим же и объясняется актуальность данной формы проведения внеклассных мероприятий по русскому языку.

     Для проведения игры необходима предварительная подготовка. Каждой команде приготавливаются листы с заданием, в которых ребята должны будут только вписывать правильные ответы (расставить знаки препинания в тексте, расставить ударения в словах, определить морфемный состав слов и т.д.). Для наглядности необходимо создать презентацию с вопросами и ответами для успешной работы жюри и для того, чтобы ребята (после сдачи листа с выполненным заданием) сразу увидели свои ошибки.

 

Сценарий интеллектуальной игры для старших классов

 «Знай и люби русский язык»

Вступительное слово учителя о роли русского языка, о его богатстве и своеобразии.

     Нам всем известно, что этот год объявлен годом русского языка. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - писал И.С.Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык». Русский язык – национальное достояние, и мы обязаны беречь его,  сохранить язык Пушкина и Тургенева нашим потомкам, не уничтожить его  неправильной речью, невнимательным отношением к сокровищнице русской нации. Народная мудрость гласит: «На ошибках учатся». Давайте будем взаимно вежливы и терпеливы. Может быть, чаще стоит говорить: «Благодарим вас за внимательное отношение к русскому языку – государственному языку Российской Федерации». А как вы умеете пользоваться этим даром, что вы знаете из курса русского языка, как умеете применять свои знания, сейчас и покажет наше интеллектуальное состязание «Знай и люби русский язык».

  1. Представление жюри, которое будет оценивать ответы и работу команд.
  2. Задания для команд (вопросы задаются всем командам одновременно, задания выполняются на заранее приготовленных листах):

1. Расставьте ударение в словах:

иконопись, бунгало, афиняне, искони, лососевый, обеспечение, творог, кулинария, костюмированный, искра, досуг, ворожея, пихта, отрочество.

Баллы: за каждый верный ответ по 0,5 балла (максимум 7 баллов).

2. Слова «шлем», «привратник», «облако», «млеко», «смрад», «прах», «юродивый», «перст», «небо» являются заимствованными. Из какого языка? Подберите к данным словам русские соответствия.

Баллы: за подобранное соответствие по 0,5 балла (максимум 4,5 балла).

3. Существует словосочетание «проливной дождь». Здесь слово «проливной» имеет значение «очень сильный по степени проявления».

Найдите прилагательные, которые передают тот же смысл в сочетании с данными словами: брюнет - .., друг - …, враг - .., ошибка -.., тьма - .., дурак - ….

Баллы: за каждый верный ответ по 1 баллу (максимум – 6 баллов).

4.  Объясните значение архаизмов и подберите к ним современные синонимы:

брадобрей, лицедей, водомет, длань, лепта, позор, выя.

Баллы: за каждое объяснение - 1 балл (максимум – 6 баллов); за каждый синоним – 1 балл (максимум – 6 баллов).

5. Установите соответствие. Заполните пропуски:

 

Украинский язык

Белорусский язык

Русский язык

Кинути

Кiнуць

 

Тутешний

Тутэймы

 

Мaти

Мaци

 

Житии

Жыць

 

Враз

Разом

 

Вовк

Воцк

 

Баллы: за каждое подобранное соответствие  - 1 балл (максимум – 6 баллов).

6. Образуйте названия жителей – мужчин от названий городов:

Тула, Одесса, Кострома, Орел, Киров, Волгоград, Псков, Пенза, Ярославль, Астрахань, Томск, Омск, Минск, Курск, Смоленск, Тамбов.

Баллы: за каждое название – 0.5 балла (максимум – 8 баллов).

7. Объясните разницу в значении слов:

Одеть - надеть, поглотить – проглотить, адресат – адресант, болотистый – болотный.

Как называются эти слова?

Баллы: за каждое объяснение - 1 балл (максимум – 8 баллов); за определение языкового явления – 2 балла.

8. Объясните значение слов – омонимов:

болтун (болтливый человек) – болтун (…),

бор (хвойный лес) – бор (…),

тушить (прекращать горение) – тушить (…),

вид (внешность) – вид(…),

ласка (животное) – ласка (…).

Баллы: за каждое объяснение - 2 балла (максимум – 10 баллов).

9. Допишите фразеологизмы:

дрожит …, надулся …., ворона …, кривить …, умирающий …., до мозга …, втирать …., стреляный …..

Баллы: за каждый пример - 2 балла (максимум – 16 баллов).

10.  К польским пословицам подберите синонимичные русские:

А) не тычь носа в чужое просо;

Б) когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется.

Баллы: за каждый пример - 1 балла (максимум – 2 балла).

11.  Определите род имен существительных:

кольраби, тюль, толь, салями, иваси, рантье, кашне, хинди, суахили, авеню, цеце, атташе,  Торонто, МИД.

Баллы: за каждое слово – 0.5 балла (максимум – 7 баллов).

12.  Найдите грамматически одушевленные имена существительные:

стол, кукла, покойник, туз, матрешка, народ, отряд, труп, валет,  леший, русалка, кенгуру, очаг, игра, роза.

Баллы: за каждый верный ответ - 1 балл.

13. Вставьте пропущенные буквы –н- или –нн-:

штопа…ая, холсти…ая, каме…ая ограда,  балова…ое дитя, подруга рассея…а, некоше…ый луг, назва…ый брат, ветря…ой двигатель, кова…ый медью сундук, он слушал рассея…о, реше…ая задача, свежемороже…ая рыба, серебря…ый браслет.

Баллы: за каждое верно написанное слово  - 0.5 балла (максимум – 8 баллов).

14. Определите способ словообразования:

диван – кровать, вдуматься, зелень, вход, паровоз, водопроводчик, по-русски, перешептываться, столовая.

Баллы: за каждый верный ответ - 1 балл (максимум – 9 баллов).

15. Определите морфемный состав слова:

детвора, жених, маскарад, домой, репортаж, пастбище, лисий, землепроходец, разоделись, двумястами, учительство, куда-нибудь, такси.

Баллы: за каждое верно разобранное слово - 1 балл (максимум – 13 баллов).

16. Расставьте знаки препинания в тексте:

Все замерло в ожидании зари и все вокруг остывшая за ночь мокрая земля плавящиеся облака на востоке птицы пересвистывающиеся в осиннике и я сам шагающий с удочкой к реке мои шаги по росной траве все казалось мне в это замечательное утро исполненным такого великого смысла и значения что я понимал себя тоже частицей вечности необходимым дополнением к этой грани ночи и нового дня.

Баллы: за все верные знаки препинания – 10 баллов, за верных 50% и более- 5 баллов.

17. Определите средства выразительности:        

а). О чем ты воешь, ветер ночной,

   О чем так сетуешь безумно?

                                               (Ф.И. Тютчев)

б). Унылая пора! Очей очарованье!

                                               (А.С. Пушкин)

в). Ну, скушай же еще тарелочку,

     мой милый!

                                               (И.А. Крылов)

г). Ты богат, я очень беден, ты прозаик,

     я поэт.

18. Напишите антонимы к следующим словам:

смысл –

с, со –

прогрессивный –

позор –

нельзя –

изнутри –

экономия –

цивилизация –

Баллы: за каждый ответ – 0.5 балла (максимум – 4 балла).

4. Со всеми заданиями вы справились. Жюри подвело итоги, и сейчас мы узнаем команду-победительницу.

(Подведение итогов, определение команды-победительницы, вручение призов).

 

Ответы на вопросы  викторины «Знай и люби русский язык»

1. Иконопись, бУнгало, афИняне, исконИ, лососЁвый, обеспЕчение, твОрОг, кулинАрИя, костюмирОванный, Искра, досУг, ворожеЯ, пИхта, Отрочество.

2. Шлем – ошеломить; привратник  - ворота; облако -  оболочка; млеко – молоко; смрад – смородина; прах – порох; юродивый – уродливый; перст – наперсток; небо – небо. (Из старославянского)
3. Жгучий брюнет, закадычный друг, заклятый враг), роковая ошибка,  круглый дурак, кромешная тьма.

4.  Объясните значение архаизмов и подберите к ним современные синонимы:

Брадобрей - парикмахер, лицедей - актёр, водомет - фонтан, длань - рука, лепта - вклад, позор - зрелище, выя - шея.

5. Бросить; здешний; мать; жить; вдруг; волк.

6. Туляк, одессит, костромич, орловец, кировчанин, волгоградец, пскович, пензенец (пензяк), ярославец, астраханец, томич, омич, минчанин, курянин, смолянин, тамбовчанин.

7. Приведенные пары слов называются паронимами (однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся по значению).

  1. Поглотить – проглотить:

поглотить – принять, вобрать в себя; проглотить – 1. пропустить изо рта в пищевод. 2. принять молча

  1. Адресат – адресант:

адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление; адресант – тот, кто посылает почтовое отправление.

  1. Болотистый – болотный:

болотистый – обильный болотами, топями;  болотный – избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, принадлежность к болоту, цвет: коричнево-зелёный.

4. Одеть кого-то, надеть на себя.

8. Объясните значение слов – омонимов:

болтун (болтливый человек) - болтун (насиженное яйцо без зародыша)

бор (хвойный лес) - бор (стальное сверло, применяемое в стоматологии)

тушить (прекращать горение) - тушить (варить на медленном огне)

вид (внешность) - вид (тип, разновидность)

ласка (животное) - ласка (внимательное, заботливое отношение)

9. Допишите фразеологизмы:

дрожит как лист осиновый, надулся как мышь на крупу, ворона в павлиньих перьях,

кривить душой, умирающий лебедь, до мозга костей,  втирать очки, стреляный воробей.

10. 

а) не тычь носа в чужое просо–не суй свой нос не в своё дело;

б) когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется– когда рак на горе свистнет.

11.  Определите род имен существительных:

тюль (мужской), толь (мужской), салями (женский), иваси (женский), кашне (средний), авеню (женский), цеце (женский), атташе (мужской), Торонто (мужской), МИД (мужской)

12.  Найдите грамматически одушевленные имена существительные:

кукла, покойник, туз, матрёшка, валет, леший, русалка, кенгуру

13.  ШтопаНая, холстиННая, камеННая ограда,  баловаННое дитя, подруга рассеяННа, некошеНый луг, назваНый брат, ветряНой двигатель, коваННый медью сундук, он слушал рассеяННо, решеННая задача, свежеморожеНая рыба, серебряНый браслет.

14. Определите способ словообразования:

а) диван-кровать (сложение слов)            

б) вдуматься (приставочно-суффиксальный)

в) зелень (бессуфиксный)           

 г) вход (бессуффиксный)

д) паровоз (сложение основ с помощью соед. гласной)            

е) водопроводчик (суффиксальный)

ж) по-русски (пристав-суффиксальный)            

з) перешептываться (приставочно-суффикс.)         

и) столовая (переход одной части речи в другую, субстантивация)

15. Определите морфемный состав слова:

детвора, жених, маскарад, домой, репортаж, пастбище, лисий, землепроходец, разоделись, двумястами, учительство, куда-нибудь, такси.

16. Расставьте знаки препинания в тексте:

Всё замерло в ожидании зари, и всё вокруг: остывшая за ночь, мокрая земля, плавящиеся облака на востоке, птицы, пересвистывающиеся в осиннике, и я сам, шагающий с удочкой к реке, мои шаги по росной траве,- всё казалось мне в это замечательное утро исполненным такого великого смысла и    значения, что я понимал себя тоже частицей вечности, необходимым дополнением к этой грани ночи и нового дня.

17. Определите средства выразительности:        

а). О чем ты воешь, ветер ночной,   О чем так сетуешь безумно? (олицетворение, анафора)                              

б). Унылая пора! Очей очарованье! (перифраз)                                    

в). Ну, скушай же еще тарелочку,     мой милый! (метонимия)          

г). Ты богат, я очень беден, ты прозаик,      я поэт. (антитеза)

18. Напишите антонимы к следующим словам:

смысл – бессмыслица, бессмысленность;

с, со – без, безо;

прогрессивный – регрессивный, отсталый, консервативный;

позор – слава;

нельзя – можно;

изнутри – снаружи, извне;

экономия – расточительство, расточительность;

цивилизация – варварство, дикость.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения